ЭССЕ

 

Муниципальный профессиональный конкурс "Учитель года - 2016"

Конкурсное задание "Эссе "Я учитель"

 

Игнатьева О.Н.

МБОУ «Чакырская СОШ»

Амгинского улуса РС(Я)

 

Я - учитель

«Секрет успешного воспитания

 лежит в уважении к ученику»

Эмерсон Ралф Уолдо

         Мне кажется, я всю жизнь мечтала быть учителем. Почему? Сейчас я могу точно ответить на этот вопрос – на моем пути были прекрасные творцы человеческой души, мои первые учителя. Это люди, которые и определили мой дальнейший путь. Вспоминается слова великого писателя Федора Михайловича Достоевского «Удивительно, что может сделать один лучик солнца с душою человека», этими лучиками солнца для меня были учителя. Они привили любовь и интерес к своим предметам, что в последующем и помогло мне в выборе профессии. Поэтому, окончив школу,  поступила учиться на учителя физики, чтобы тоже учить детей физике, пробудить в них интерес к изучению загадок природы.

         Учитель – это больше, чем профессия. Для меня она означает особую миссию, особый склад души и ума, ответственность, самоотдачу, терпение, приумноженное знаниями, мастерством, творческим потенциалом. Как только я ощутила в себе потребность в передаче накопленного опыта другим, не учить я уже не могла.

         В своей педагогической деятельности я придерживаюсь нескольких основных, на мой взгляд, принципов:

  • принцип сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия;
  • принцип учения на основе открывания нового мира – науки физики;
  • принцип максимальной помощи и поддержки ученику в познании и самоутверждении;
  • принцип личного учительского примера.

         Мое педагогическое кредо – уважать ученика; увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины души его.  Как сказал Конфуций: «Согласие между учителем и учеником, легкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовется умелым наставничеством». Каждый ученик имеет  свой взгляд на мир  и свое собственное мнение. Считаю, что только тогда, когда общение с детьми становится для учителя интересным, когда хочется искренне радоваться их успехам, когда совместная деятельность приносит удовлетворение и детям, и мне, только тогда можно рассчитывать на взаимность, а значит, и на успешность обучения. Современный учитель должен, не обучая, развивать, а развивая обучать детей. Развивать мышление учащихся, формировать умения самостоятельно открывать новые знания, ориентироваться в потоке информации – к этому стремлюсь я на каждом уроке.

         Физика – наука экспериментальная. И мне, как учителю физики, интересно объяснять своим ученикам устройство мира. Свою задачу я вижу в том, чтобы на каждом уроке  мои ученики совершали небольшое открытие загадок природы. Поэтому они  постигают законы устройства Вселенной через опыты, наблюдения, с удовольствием выполняют домашние эксперименты, лабораторные и практические работы. Необходимо помнить, что каждый ребенок по своей сути – исследователь, и не навязывать ему истины, а содействовать  в их открытии. В преподавании физики я считаю это актуальным.

         Мне хочется, чтобы мои ученики видели в физике не сухие законы и формулы, а увидели глазами науки красоту природы, ее гармонию. Любую тему, кажущуюся на первый взгляд сухой, трудной для детей, раскрываю как необходимую, увлекательную и интересную. Это сделать можно, нужно и необходимо, имея за плечами десятилетний педагогический опыт. Тем более, когда уже осознаешь, что определенный промежуток творческой деятельности уже за плечами, а планов еще больше, хочется многое успеть поучить детей, передать опыт только начинающим свой путь молодым, поделиться опытом с коллегами.

         Меняется время, меняется общество, меняются и ученики. Нам, учителям, приходится меняться чуть быстрее, чтобы научить современных детишек. Порой приходится учиться и у детей, чтобы не отставать от жизни, и я считаю это абсолютно нормальным. Вижу их довольные лица от того, что они в чем-то преуспели меня, и тихо радуюсь. Порой такие неожиданные идеи предложат ученики на уроке, что сами не сразу осознают их креативности. Очевидно, это тоже некий результат нашей плодотворной педагогической деятельности. Ради таких эпизодов и стоит работать еще с большей энергией, ради таких моментов хочется идти на урок.

         Хочется, чтобы на моих уроках дети не просто приобретали знания, формировали новые умения, но и превращались в думающих, рассуждающих людей, от которых может зависеть будущее страны.  Я понимаю, какая ответственность лежит на плечах педагогов,  поэтому профессионализм и компетентность в любом деле играют для меня решающую роль. Поэтому на моих уроках я  создаю условия, когда ученик сам может себя научить. Каков результат этой деятельности? Многие мои ученики уже взрослые люди. Кто-то стал замечательным специалистом, кто-то просто хороший семьянин, кто-то продолжает изучение физики в техникумах, вузах, а для кого-то она – часть будущей профессии. Пусть не все станут великими людьми, но самое главное, чтобы из них выросли настоящие граждане: добрые, отзывчивые, трудолюбивые. Поэтому стараюсь своим личным примером показывать, как должны проявляться в человеке эти качества. В одном я уверена: все они – граждане своей страны, любящие своих родителей дети, верные друзья.

         Кроме того, стараюсь быть профессионалом и личностью, не просто занимать рабочее место, но и украшать своим личным примером, что составляет смысл моей работы. Чтобы быть профессионалом, стремлюсь хорошо знать свой предмет, повышать свое педагогическое мастерство, изучать психологические особенности школьников. Как личность стараюсь быть интересной, уважаемой, принципиальной, деловитой, творческой, терпеливой. Я, как учитель, смогу эффективно и успешно продвигаться вперед, если буду уделять внимание повышению педагогического мастерства. Говоря об этом, я, в первую очередь, должна достигать новые вершины, подниматься в своем самообразовании к профессиональному олимпу, при этом выполняя свои непосредственные обязанности: образовательную, развивающую, воспитательную. А это значит, готовить школьников к будущей жизни, к будущей профессии.

         Задумываясь о своем месте в жизни, я думаю о том, как хорошо, что были со мной люди, которые примером своим помогли мне выбрать профессию, помогли идти  к своей цели – стать учителем.

       Быть учителем – это огромный талант. Именно учитель должен передать свой опыт, свои знания детям. Нам так хочется, чтобы наше будущее поколение добилось успеха, чтобы оно нашло свое место в этом неспокойном и сложном мире. Для меня главная цель как учителя – это любовь и доверие моих учеников. Добиться этого можно только кропотливым трудом, старанием и терпением. Это получится только у того учителя, который влюблен в свою профессию. Считаю, что если учитель соединит в себе любовь к делу и любовь к ученикам, то он – совершенный учитель!

         Хочется закончить свое эссе словами из библии: «Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, когда они вырастут. Возможно, при своей жизни вы не увидите своих плодов, но они обязательно будут в свое время». Я в это верю.